ЖУРНАЛ ВОЖАТЫЙ ВЕКА - № 2, Лето - 2007

КОПИЛКА ВОЖАТОГО:
УЧИМСЯ ИГРАЮЧИ, ИГРАЯ - УЧИМСЯ

Игра "Юный пешеход"

Цели: пропаганда правил дорожного движения у младших школьников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах.
Ход игры: игра проводится в форме круговой эстафеты. Каждый участник, получив маршрутный лист, должен пройти 4 этапа. На каждом этапе он выполняет те или иные задания, посвященные правилам дорожного движения, оценки выставляются в маршрутный лист.

Основные этапы соревнований:

1 этап: "Азбука пешехода"

Проверка знаний основ правил дорожного движения в форме ответов на вопросы "Юный пешеход".
1. Пешеход - это:
1. человек, производящий работу на дороге.
2. лицо, идущее по тротуару.
3. лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
2. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?
1. переход дороги в неустановленном месте.
2. игры на мостовой.
3. хождение по проезжей части.
3. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
1. можно начинать переход.
2. скоро будет включен зеленый сигнал.
3 где должен двигаться пешеход вне населенного пункта, если нет тротуара?
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
1. светофор не исправен.
2. время зеленого сигнала истекает.
3. движение запрещено.
5. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
1. по левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.
2. по правому краю дороги по направлению движения транспорта.
6. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?
1. жестом регулировщика.
2. сигналом светофора.
3. действовать по своему усмотрению.
7. Где разрешается кататься на санках и лыжах?
1. по дороге, предназначенной для пешеходов.
2. по правой стороне проезжей части.
3. в парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
8. Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
1. переходить под прямым углом.
2. не останавливаться на дороге без надобности.
3. не есть мороженого.
9. Что такое тротуар?
1. дорога для велосипедистов.
2. дорога для пешеходов.
3. дорога для транспорта.
10. Опасно ли ходить по краю тротуара?
1. неопасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
2. неопасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
3. опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортом.


2 этап: "Перекресток загадок"


Участникам предлагается отгадать загадки по дорожной тематике.
Для этого коня еда - бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дорогам он несется.
(Автомобиль)
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать.
(Дорога)
Две пары ног на мостовой,
И две руки над головой. Что это?
(Троллейбус)
Два брата убегают, а два их догоняют?
Что это?
(Колеса)
Наш приятель тут как тут -
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется...
(Трамвай)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ,
Этоо мой ...
(Велосипед)
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень часто в час любой
Повезу вас под землей.
(Метро)
Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано - 03.
(Скорая помощь)
Мы машины нужные,
И если вдруг беда.
У нас на дверце боковой
Написано - 02.
(Милиция)
Мы машины нужные,
Пожар мы победим
Если пламя вспыхнет,
Звоните - 01.
(Пожарная машина)
Рученька - ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой?
(Снегоочиститель)
Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.
(Подъемный кран)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называется
Такие чудеса?
(Поливальная машина)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комбайн)

3 этап: "Автомульти"

Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
" На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
" Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
" Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
" Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
" Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
" На чем летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет)
" Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
" На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)
" Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики… На чем летали комарики? (На воздушном шарике)
" Кто путешествовал в мультфильме "Чунга-Чанга"? (Кораблик)
" На чем катался Кай? (На санках)
" На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
" В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке)
" При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (Повозка)
" На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете)

4 этап: "Говорящие знаки"

Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках.
Если ты спешишь в пути через улицу пройти
Там иди, где весь народ, там, где знак …
(Пешеходный переход).
Знак висит у переезда:
Беззаботности нет места.
Тут шлагбаум не положен.
Буду очень осторожен.
(Железнодорожный переезд без шлагбаума).
А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде.
(Движение на велосипеде запрещено).
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
"Близко школа! Детский сад!".
(Дети).
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам!
(Телефон).
Форма странная у знака.
Больше нет таких, ребята!
Не квадрат он и не круг,
А машины встали вдруг.
(Движение без остановки запрещено).
Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом).
Чудо-конь - велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак!
(Велосипедная дорожка).
Видно строить будут дом -
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(Въезд запрещен).
Белый круг с каемкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажите, друзья?
(Движение запрещено).

Игра "Велосипедист"

Цель игры: Закрепить у детей правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов, привить навыки правильного поведения при езде на велосипеде.
Ход игры: Участвует две команды. У каждой команды игровое поле 3х3, разделенные на 9 пронумерованных секторов. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается, а на обратной стороне поля нарисован велосипедист (т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка). Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберет велосипедиста.
Варианты вопросов:
1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)
2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? (Тормоза)
3. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части? (1 м)
4. Игрокам показывается знак "Велосипедная дорожка", они должны назвать знак и объяснить, что он означает.
5. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сидения)
6. Какой знак запрещает движение велосипеда?
7. Должен ли велосипедист останавливаться у знака "Проезд без остановки запрещен"? (Да)
8. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)
9. Должен ли велосипедист остановиться на перекрестке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создает аварийную ситуацию? (Должен)
10. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)
11. Почему в темное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в темное время суток без фонаря, даже на велосипеде.)
Вариант игрового поля:


Игра "Угадай дорожный знак"

Цель игры: расширить знания детей о правилах дорожного движения, научить детей различать дорожные знаки, научить детей быстро реагировать на дорожные знаки.
Ход игры: В игре принимают участие 3 команды. Каждая команда представляет какую-либо группу дорожных знаков: предписывающие, запрещающие, предупреждающие и т.д. У команд на столе находятся рисунки знаков своей группы. Ведущий игры называет знак, а участники игры должны поднять рисунок. Побеждает та команда, которая не сделает ошибок во время игры. Ведущий обязательно объясняет ошибки команд.

Игра "Уважайте каждый знак"

Цель: расширить знания детей о правилах дорожного движения, закрепить знания о значении дорожных знаков
Ход игры: В игре принимают участие две команды. Одна команда пешеходы, другая - водители. У команд кружки красного и зеленого цветов, обозначающие сигналы светофора. У ведущего находятся рисунки дорожных знаков. Ведущий поднимает рисунок знака, если знак ограничивает или запрещает действия водителям, то команда водителей поднимает красный знак, а команда пешеходов - зеленый. Если знак огранивает действия пешеходов, то наоборот.
Можно усложнить игру и добавить третью команду - велосипедистов. В этом случае возможно одновременное поднятие одинаковых цветов двумя командами. Например, "Ограничение скорости до 70 км\ч" - и велосипедистам и пешеходам этот знак действия не ограничивает, значит, они поднимают зеленый цвет.
Побеждает команда, которая сделает меньше ошибок. Ведущий обязательно объясняет ошибки команд.

Материал для спектакля по правилам дорожного движения.

1. "Сказка не про пластилиновую ворону, а про Федю, Колю и Вову". (Музыка песни Г. Гладкова "Пластилиновая ворона")

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может и не с детства,
А может и не помним,
Но будем вспоминать.

Однажды папа Вове,
А может быть и Коле,
А может быть и Феде,
Купил велосипед.
И вот, проверив шины,
На велик все вскочили,
Помчались по дороге,
Забыли про обед.

К машине прицепились,
И с шиком прокатились.
И по проезжей части
Без страха понеслись.
Про светофор забыли,
И чуть его не сбили,
И преспокойно дальше
Кататься собрались.

Но на проезжей части
Имеет много власти,
Не мальчики и девочки,
А грозный постовой.
Всегда он на дороге,
И не ко всем он строгий,
Каким для нарушителей
Бывает он порой.

Володи, Коли, Феди,
Вы на велосипеде,
Пока малы вы очень,
Носиться не должны.
Вам надо поучиться,
С дорогой подружиться,
И правила движения
Вы выучить должны.

Сигналы светофора
Запомните вы скоро.
Зеленый, желтый, красный
Горят совсем не зря.
Для велосипедистов
Еще на круглых дисках
Висят на всей дороге
Надежные друзья.

Идите в школу дети,
Учите знаки эти.
И ни за что на свете
Не нарушайте их.

И быть на "ты" с дорогой
Вам правила помогут.
И никогда не надо
Вам забывать про них.

Теперь запомнит Вова,
И уж, конечно, Коля,
И без сомненья Федя,
Запомнит навсегда,
Что надо на дороге
Беречь им руки-ноги,
А, значит, не нагрянет
К ним никогда беда.

Идею этой сказки,
А может и не сказки,
Понять совсем не сложно,
И это не секрет.
Не ездите, ребята, вы по проезжей части,
Пока вам не исполнится четырнадцати лет.


2. Крошка дочь к отцу пришла
И спросила кроха:
"Как по улице ходить,
Чтоб потом не охать?"

У меня секретов нет,
Слушайте, детишки:
Мы покажем вам ответ
Вот из этой книжки.
(Показывает "Правила дорожного движения")

Если ждешь зеленый свет
Ты у перехода,
Значит грамотней тебя
Нету пешехода.

Если любишь с ветерком лихо покататься,
За машины часто ты любишь зацепляться,
Значит, плохо ты учил азбуку дороги.
Так легко переломать руки, да и ноги.

Чтобы с вами никогда
Не было несчастья,
Знаки разные висят
Вдоль проезжей части.

ПЕСНЯ: (показывая знаки)
Знаки разные нужны.
Знаки разные важны:
Знаки синие, цветные и решетчатые.
Вдоль дорог они висят,
Нам понравиться хотят -
Знаки круглые, квадратные, доверчивые.

Коль по ним домой пойдешь
Никогда не пропадешь.
Знаки верные, надежные, доверчивые.
Эти знаки нам друзья ,
Нам без них никак нельзя.
Знаки синие, цветные и решетчатые.
(Песня "Ах, вы сени, мои сени")

Эти знаки помнить надо
В ситуации любой.
И тогда идти не страшно
Нам по улице с тобой.

Знай, иди себе вперед
И смотри внимательно,
То, что знаки говорят,
Делай обязательно.

Знак ни слова нам не скажет,
Но поймет его любой.
Он нам верный путь укажет
На дороге скоростной.

Нарисую знак любой:
Хоть машину, хоть забор,
Только главный на дороге
Это все же светофор.

ПОПУРРИ ИЗ ПЕСЕН:
Супермаркет огнями горит,
До закрытия лишь полчаса.
Светофор меня так и манит
И сверкают цветные глаза.

По дороге машины снуют,
Да она вроде не широка.
К светофору идти пять минут,
До дороги четыре шага.
(Песня "В землянке" музыка К. Листова)


Соблюдать надо правила на дороге всегда,
Чтобы вдруг не нагрянула к вам лихая беда.
И куда б не спешили вы, но всегда с давних пор
Пешеходу на улице лучший друг - светофор.
(Песня "Огонек")

Если видишь свет зеленый,
То скорее проходи.
Это значит, что не встретишь
Ты преграду на пути.

Это значит на дороге
Ты желанный и родной.
Только на дороге
Слишком долго ты не стой!

Ты, любимый и трехглазый светофор,
Лучший друг нам с очень, очень давних пор!
Ты, любимый, да ты, трехглазый,
Лучший друг с давних пор!
(Песня "Смуглянка" музыка А. Новикова)

Если глаз зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Раз пути нам дальше нет -
Подождем зеленый свет.

На пути без светофора
Нам никак не обойтись.
Перейдешь дорогу скоро,
Только к свету присмотрись!

С вами я вступаю в спор,
Хоть и нужен светофор,
Но важнее всех инспектор -
Скажет вам любой шофер!

Понимают все вокруг -
Постовой наш верный друг.
Если жезл поднимет вверх,
Помни обязательно:
Этот знак сигнал для всех
Стой! Смотри внимательно.


ПЕСНЯ:
Вот наш инспектор ГИБДД.
Он с нами рядышком везде
И мы ему за это очень благодарны.


И мы стоим сейчас на сцене здесь не зря,
Ведь с ГИБДД мы все друзья!
Да, да, да, да!

Чтобы с дорогою дружить
И на дороге не тужить,
Запомнить правила дорожные всем нужно.

Тогда нигде и никогда
Не встретит нас в пути беда
И победит на всех дорогах наших дружба.

И мы стоим сейчас на сцене здесь не зря
Ведь с ГИБДД мы все друзья!
(Песня "Волк и семеро козлят")


3. Много-много лет назад
Человек коню был рад,
Чтобы не ходить пешком
Ездил на коне верхом.

И в телеге, и в арбе
Тоже ездил на коне.
Пешеходы не ругались
Ведь коней-то не боялись.

Вот года текли, летели
Люди вскоре поумнели,
Посидели, посчитали
И машины делать стали.


ПЕСНЯ.
Когда-то россияне
Маруси, Тани, Вани
Дорожных правил сами
Придумать не могли,
Но вот пришли машины
И зашуршали шины
И все тогда решили
Создать себе ГАИ.

Припев: Теперь для всех известная,
Хоть строгая, но честная,
Серьезная, веселая
И очень всем знакомая.

Сегодня даже дети
Про правила, про эти
Читают в стенгазете,
Как хорошо их знать.
А дяденька в погонах,
Со звездами майора,
Приходит даже в школу,
Помочь их изучать.

Припев:
(Песня "Русская кадриль")


Но теперь довольно строго
Повела себя дорога.
Здесь не стой, там не ходи
И на светофор гляди.

Знаки вдоль дорог висят,
Ездить правильно велят,
На дороге стало тесно,
Всем машинам надо место.

Чтоб машины в ряд бежали,
Пешеходам не мешали,
Был поставлен постовой -
Лучший друг и твой, и мой.


ПЕСНЯ:
Есть на свете профессий не мало,
И нельзя ни одной пренебречь.
А у этой задача, пожалуй, такая -
Вас в пути от беды уберечь.

Припев: Чтобы вам на крутом повороте
Нужный знак вдруг помощником стал,
Надо, чтобы на этой работе
Человек не дремал.

И в жару, и в мороз на дороге
За порядком следит часовой.
Это он нам на помощь приходит
Он Российских дорог постовой.

Припев:
(Песенка "Волшебный цветок")

Все быстрей из года в год
Хочет ездить наш народ.
У инспектора движенья
Стало дел невпроворот.

Мерседес, Фольксваген, Форд
Покупает наш народ.
Значит, дело принимает
Пресерьезный оборот.

Чтоб не стало им невмочь,
Мы друзьям должны помочь.
Нарушителей с дороги
Мы прогнать поможем прочь.
Мы с ГАИ давно друзья
Им без нас никак нельзя.


4. ПЕРВАЯ ПЕСНЯ:
Люди бродят по лесным дорожкам
И боятся в город выходить,
Потому что - отвлекись немножко
Под машину можно сразу угодить.

Пешеходы по дворам ютятся
Нет покоя в городе родном.
Как им бедным перестать бояться?
Как пройти скорее в свой родимый дом?

Человеку у дороги страшно,
Но машины он придумал сам.
Неужели это напрасно
И машины вовсе не нужны всем нам?
("Вечер бродит…")

ВТОРАЯ ПЕСНЯ:
У него все три глаза, бум-бум-бум-бум-бум,
Ими видит он все сразу, бум…
Видит всех он на дороге, бум…
Бережет нам руки, ноги, бум…

Пешеходов уважает, бум…
Проходить им разрешает, бум…
На дороге самый главный, бум…
Помогает всем исправно, бум…

Красный глаз все запрещает, бум…
А зеленый разрешает, бум…
Смотрит строго на дорогу он со всех сторон,
И зовут его все люди просто - светофор.
(песня "Ежик с барабаном")

ТРЕТЬЯ ПЕСНЯ:
На дороге нас важнее нету,
Потому и бродим мы по свету.
Только с нами не страшны тревоги,
Нам любые по плечу дороги.

Мы свое призванье не забудем,
Безопасность мы приносим людям.
Только тем, кто знаки эти знает,
Ничего в пути не угрожает.

Мы помочь, готовы всем на свете,
Пусть нас учат взрослые и дети.
Пусть дорог бояться перестанут
И машины им друзьями станут.
("Песенка бременских музыкантов" музыка Г. Гладкава)

ЧЕТВЕРТАЯ ПЕСНЯ:
Дороги, дороги, дороги, дороги,
Гуляют по свету, гуляют по свету,
Машины несутся, машины несутся,
Навстречу рассвету, навстречу рассвету.

Им весело машет, им весело машет
Инспектор рукою, инспектор рукою,
А в этих машинах, а в этих машинах
Сидим мы с тобою, сидим мы с тобою.

Припев:
Счастливого пути,
Счастливого пути,
Счастливого пути
Нам с тобой.

И пусть посмеются, и пусть посмеются
Над нашей мечтою, над нашей мечтою.
Нам весело вместе, нам весело вместе
С тобой и со мною, с тобой и со мною.

Дорожные знаки, дорожные знаки
Мы любим и знаем, мы любим и знаем,
На велосипеде, на велосипеде
Без прав не гоняем, без прав не гоняем.

Припев.
("Алые паруса")


Камакин О.Н.,
председатель Содружества детских объединений "Я-МАЛ",
зам. по УВР школы № 3 г. Ноябрьска
Почетный работник образования РФ,
серебярный лауреат нац. премии
"Золотое перо Руси-2006" в номинации
"Сказка".