+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-99-12

«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Сравнительный анализ школьной системы образования России и Финляндии.

04.07.2015 Современное общество достаточно быстро идет вперед. Все преобразования в нем требуют грамотных специалистов и профессионалов своего дела, для того, чтобы решать новые жизненные проблемы. В связи с этим первоочередной задачей образования становится компетентное воспитание молодого поколения.
    Цель исследования: сравнить существующую среднюю ступень образования двух стран. А также выявить преимущества и недостатки Российской школьной системы по сравнению с Финской, которая по международной независимой оценке является лидером в этой области.
    Задачи: изучить общий уровень образования и его доступность, рассмотреть качество получения дошкольных знаний, и, конечно, сравнить сам школьный образовательный процесс. А также познакомиться с международным методом оценки знаний учащихся, рассмотреть деление школьной ступени; проанализировать подготовку и работу преподавательского состава; изучить тенденции развития образования в двух странах; дифференциацию обучения, то есть группирование предметов, профили обучения; исследовать методы контроля обучения.
    Разговор о самом образовании стоит начинать с оценки его доступности в стране и по оценке его уровня в мировом сообществе. В Российской Федерации, согласно федеральному закону об образовании, образование общедоступно и бесплатно (высшее на конкурсной основе). В Финляндии каждый имеет право на бесплатное основное общее образование, которое является обязательным. Помимо того, что учеба в Финляндии бесплатна, бесплатны также и экскурсии, обеды, учебники и все канцелярские товары, в отличие от России (часть этих услуг бесплатно могут получить льготные учащиеся).
    Можно сказать, что Финское дошкольное образование по ряду пунктов опережает Российское. В нашей стране в ряде регионов наблюдается нехватка дошкольных обр. учреждений, от чего группы набираются большие и ребенок не получает достаточное количество внимания; родители стараются перевести ребенка из такого дет. сада.
    Переходя к школьной системе образования, стоит сказать о том, что одним из важных критериев оценки успешности среднего образования в стране является – Международная программа оценки учащихся (английская аббревиатура PISA). Цель этой программы – выявить уровень знаний учащихся 15-летнего возраста, а, в свою очередь, задача – выявить качество знания, полученного для нормального функционирования в обществе.
    Согласно этой программе Финляндия и Россия фактически имеют полярное расположение в рейтинге, на это влияет множество факторов. Это связано, например, с тем, что знания, получаемые учащимися наших школ, зачастую являются слишком шаблонными, поэтому совершенно не приближенные к жизни. В то время как в школах лидирующих стран, в том числе и в Финляндии, учащиеся получают достаточное количество знаний «на стыке дисциплин» и могут достаточно спокойно разбирать комплексные вопросы.
    Возможности и обязательства преподавателей в исследуемых странах тоже отличаются. Не смотря на то, что конкурс на поступление в педагогические вузы примерно одинаковый, в Финляндии профессия считается более престижной и уважаемой, поэтому  учителю сложнее попасть в школу, так как необходимо пройти самый строгий отбор.
    Страны, заимствуя опыт друг у друга, стремятся развить образовательную систему, однако пути, которыми они идут, одинаковыми назвать нельзя. Финляндия стремится не дифференцировать школы и предметы по группам, чтобы дать учащимся крепкую базу, научить детей учиться и только после этого отправить их получать знания в отдельных, интересующих их областях. Доступность среднего образования в этой стране очень высока, это дает финнам больше шансов на поступление  в ВУЗ, однако такая система не создает высококвалифицированных выпускников-специалистов.
    В России сначала  в качестве эксперимента, а теперь и на постоянной основе стала существовать дифференциация обучения. Она позволяет учащимся с раннего, если речь идет о специальных школах, или с сознательного подросткового возраста выбрать то направление, в котором они хотят двигаться в обучении дальше.    
    Чтобы оценивать успехи учеников, существуют специальные методы контроля. Удалось узнать, что в Финляндии контроль практически отсутствует. Знания в начале школьной жизни почти не оцениваются. Проходных экзаменов между классами нет, единственный экзамен сдается при выпуске из школы. Совокупность этих факторов дает высокий, по мировой оценке, результат в школе, но не в институте. В институт таким образом приходят либо не слишком подготовленные абитуриенты либо те, чьи способности «погасли» в школе. Как вывод: в стране недостаточное количество искусных специалистов, достойных конкурировать на мировой арене.
    В России все несколько иначе. Дети начинают проходить первые, пусть и не официальные, тестирования уже тогда, когда поступают в школу. Между классами есть экзаменация. Также она есть при получении неполного и полного среднего образования. Такая система позволяет отсеивать неподготовленных учеников и заставляет их либо идти в специализированные учебные заведения профильного обучения, либо готовиться к экзаменам еще раз. Вследствие этого, в институт попадают более подготовленные абитуриенты, уже получившие базу знание на профиле своей школы и прошедшие необходимые испытания при выпуске из нее. Результат: больше квалифицированных специалистов.
    Есть то, в чем мы преуспели больше наших северных коллег, но есть, безусловно, и то, чему стоит поучиться. Государство должно уделять больше внимания образованию, так как образование, по своей сути, воспитывает будущее страны, а также должно определить задачи для улучшения качества получения знаний и меры по их реализации.





Количество показов: 908
Автор:  Ночевкина М.Н., студентка второго курса филологического отделения Государственного института русского языка им.А.С.Пушкина.

Возврат к списку

скачать прайс-лист