+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-99-12

«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Современные подходы к планированию образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ

Тимофеева Л.Л., к.п.н.,
доцент кафедры дошкольного образования

Бережнова О.В., к.филол.н., доцент,
заведующая кафедрой дошкольного 
образования
БОУ ДПО (ПК) С 
«Орловский институт усовершенствования учителей»

Введение в действие федеральных государст­венных требований к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования[1] (далее – ФГТ) предполагает внесение определенных корректив в планирование образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого дошкольного учреждения (далее – ДОУ) должны найти реализацию принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности, а также многое другое.

Значительные трудности возникают у педагогов с организацией деятельности дошкольников вне занятий, которая планируется в режиме дня. Значимость данного направления работы ощутимо возросла: основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО) в соответствии с ФГТ должна «предусматривать решение программ­ных образовательных задач…не только в рамках непосредственно образова­тельной деятельности, но и при проведе­нии режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». Кроме того, требуется сопоставить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, заявленных в ФГТ, с традиционной деятельностью педагогических коллективов по реализации программных задач дошкольного образования.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные задачи корректировки действующих планов воспитательно-образовательной работы ДОУ в соответствии с современным законодательством:

  1. Соотнесение образовательных областей ООП ДО с видами деятельности, специфичными для детей дошкольного возраста.
  2. Выбор форм работы с дошкольниками по организации различных видов детской деятельности.
  3. Планирование образовательной нагрузки в режиме дня.
  4. Введение новой структуры планирования образовательной деятельности, отражающей, в соответствии с ФГТ распределение времени на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО.
    Среди особенностей новой струк­туры можно выделить следующие:
    - замена учебного блока на блоки образо­вательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей (в т.ч. в ходе режимных моментов);
    - увеличение объема совместной дея­тельности взрослого и детей;
    - «привязанность» планирования видов детской деятельности и форм работы с детьми к содержанию психолого-педагогической - -- работы по реализации образовательных областей;
    - возрастание роли семьи и социума в решении образовательных задач. 
  5. Отражение в плане самостоятельной деятельности дошкольников.
  6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников по реализации ООП ДО.
  7. Актуализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Подходы к решению данных задач отражены в серии книг «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня».

Во вступительных статьях к книгам рассмотрены следующие проблемы:

Первая младшая группа:

«Особенности организации образовательной деятельности с детьми первой младшей группы».

Вторая младшая группа:

«Современные подходы к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ».

Средняя группа:

«Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ: основные принципы и подходы».

Старшая группа:

«Организация процесса образования дошкольников: основные понятия».

Подготовительная к школе группа:

«Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе».



[1] См. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», регистрационный № 16299 от 08.02.2010 Министерства юстиции РФ. 

Автор: Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В.
17.09.2012

Возврат к списку

скачать прайс-лист