+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-99-12

«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Памяти Надежды Константиновны Крупской.

26-го февраля 2014 года исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося политического, государственного, общественного деятеля, педагога-гуманиста XX-го века Н.К. Крупской. Прошло 75 лет, как она ушла из жизни, но память о ней живет. Многие поколения людей с любовью и благоговением хранят в своём сердце всё, что связано с её жизнью, многогранной деятельностью. Она и сегодня нравственный образец служения Родине, её педагогическое наследие является живительным источником для педагогической науки и практики. Нет такой области народного образования, идет ли речь о ликвидации неграмотности, о непрерывности образования, о содержании, методах, технологиях обучения, о воспитанности и всестороннем гармоническом развитии личности ребенка, о дошкольном воспитании и внешкольной работе, об управлении образованием, подготовке педагогических кадров, повышении роли семьи в воспитании детей, о широком вовлечении общественности, в которую бы Н.К.Крупская не внесла достаточного вклада. Первый Народный комиссар просвещения России Анатолий Васильевич Луначарский в связи с 10-летием Наркомпроса в 1927г. писал: « Мы шли и идем по тому пути, который был указан в первых сочинениях и речах Н.К.Крупской» (Народное просвещение. 1927г. №11-12. С.8). А в статье «Как мы заняли Министерство народного просвещения» он вспоминал: « Это были дни колоссального по своей широте творческого размаха, возможного только благодаря подготовленности и твердости педагогической мысли вдохновительницы Наркомпроса – Н.К.Крупской». Подчеркивая незаурядность личности Н.К.Крупской, Клара Цеткин писала: «Богатая внутренняя жизнь, высокая культура её интеллекта, вдумчивая наблюдательность и природная одаренность позволили ей идти одной дорогой с гением и не обезличиваться, оставаться самой собой». По инициативе Педагогического общества России десятилетиями складывалась замечательная традиция в день рождение Надежды Константиновны возлагать цветы к Кремлевской стене, где покоится её прах, проводить научно-практические конференции, круглые столы, чтения, с тем, чтобы ещё и ещё раз осмыслить её педагогическое наследие, осознать его актуальность в обучении и воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Очень широко и торжественно отмечалось 120-летие со дня рождения Н.К.Крупской. В семи павильонах ВДНХ была развернута экспозиция, посвященная её жизни и деятельности, прошли десятки встреч, круглых столов, дискуссий. Тогда (это было в 1989 году) мы планировали издать 40 томов педагогических сочинений Н.К.Крупской, организовать центр по исследованию её педагогического наследию и творческому использованию в практике. Но этим планам не суждено было сбыться. В угаре перестройки, когда фальсифицировалась история нашей страны, ниспровергались наши кумиры и разрушались идеалы, подвергался острой дискуссии уникальный опыт советской системы образования и воспитания, стало предаваться забвению и имя Крупской и её бесценное наследие. Многие образовательные учреждения, носившие её имя, стыдливо умалчивали об этом. Не были востребованы и награды, учрежденные в честь признания особых заслуг Крупской перед отечеством: медаль Н.К.Крупской «За заслуги в области народного образования»; Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской за выдающиеся художественные произведения для детей и юношества; премия Президиума АН СССР за особо выдающиеся оригинальные работы в области воспитания и обучения, являющиеся крупным вкладом в педагогическую науку и практику; Международная премия ЮНЕСКО имени Н.К.Крупской за успехи в ликвидации неграмотности в странах мира. И всё же имя её, память о ней живут в наших сердцах. 130-летие Надежды Константиновны мы отмечали в родных для неё стенах, в зале коллегии Наркомпроса, в её кабинете, на Чистых прудах, в актовом зале политехнического музея, где она неоднократно бывала. А в 145-ю годовщину со дня её рождения пройдут педагогические чтения на тему «Педагогическое наследие Н.К.Крупской и современность». Во дворце творчества детей и молодежи. Здесь неоднократно бывала Надежда Константиновна, здесь она встречалась с детьми и руководителями, здесь рождались её мысли, идеи, как лучше организовать внешкольную работу с детьми. Не без её участия в этом помещении в 1936 году был открыт Городской дом пионеров и октябрят, который стал для тысячи и тысячи юных москвичей школой творчества, выбора жизненного пути, социальной активности, местом отдыха и досуга. Что определило особое место Надежды Константиновны в истории нашего отечества? Почему мы так высоко ценим её деятельность, так глубоко чтим память о ней? почему среди выдающихся женщин XXвека называем её имя? Н.К.Крупская – активный деятель коммунистической партии, участник революционных событий 1905-1907 гг., Октябрьской социалистической революции, крупный государственный деятель, теоретик и организатор системы отечественного образования. Являясь членом коллегии Наркомпроса РСФСР, заведующей внешкольным отделом (с ноября 1917г.), председателем Главполитпросвета (с ноября 1929г.), Надежда Константиновна проводила огромную работу по ликвидации неграмотности среди детей и населения, по осуществлению культурной революции в стране, охране прав детей, созданию уникальной системы образования, дошкольного и внешкольного воспитания. Н.К.Крупская принимает активное участие в подготовке исторических документов: «Положение о единой трудовой школе», «Основных принципов единой трудовой школы», возглавляет специальную комиссию по разработке плана организации Народного образования в Российской республике. Вся её жизнь проникнута огромной любовью к детям, заботой о них, об их будущем. Именно заботой о счастье детей, всестороннем гармоническом развитии, о том, чтобы они стали образованными, трудолюбивыми, нравственно и физически здоровыми, настоящими гражданами, патриотами нашей Родины проникнуто всё педагогическое наследие Н.К.Крупской. Представляют бесценный, непреходящий интерес взгляды Н.К.Крупской на позицию ребенка в учебно-воспитательном процессе школы, на стиль взаимоотношений детей и взрослых, на микроклимат в коллективе детей и взрослых. «Советская школа тем и отличается от всех школ капиталистического общества, что в ней учитель и ученик стоят по одну сторону барьера» (Н.К.Крупская). Вот она – основа не просто сотрудничества, а органической потребности выступать, действовать единомышленниками. Надо научиться смотреть на ребенка, - писала она, - как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не могущего ещё быть борцом и строителем, но все же человека, человека будущего. Надо научиться видеть в нем будущего товарища по борьбе». Н.К.Крупская является блистательным образцом глубокого уважения к ребенку, веры в его возможности, умения советоваться с ним, его глазами видеть мир. Это может и должно стать нравственным примером для каждого, кто занимается воспитанием детей. подтверждением этому является её переписка с детьми, письма пионерам, конкретная помощь нуждающимся детям. В многочисленных статьях, выступлениях она разрабатывает теоретические основы ученического самоуправления в школе, высказывает советы, как его организовать, как расширить сферу деятельности не только в школе, но и за её пределами, как реализовать его воспитательные возможности для формирования общественно-активной личности ребенка, для организации жизнедеятельности детского коллектива, какова роль учителя, руководителя школы. « Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять активную взаимопомощь. готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы» («Основные принципы единой трудовой школы», 16.10.1918г.). Идеи Н.К.Крупской об умении учителя устанавливать гуманные отношения с учащимися являются весьма важными и сегодня в подготовке учителя, в совершенствовании его педагогического мастерства в школе, в профессионально-техническом училище. «…внимание к ученику – не только к тому, как они сидят в классе, но внимание к тому, почему они слабо работают, к их быту, к их домашней обстановке – имеет громадное значение, и без внимания к ученику, без заботы о том, как поставить внешкольную работу, как поставить ребячьи выходные дни, - без этого школа как целое не будет успевать». «Школе «страшно нужен» такой педагог-воспитатель, который строит свои отношения с детьми на товарищеских, гуманистических основах, - пишет она. – Сила воспитательного влияния учителя заключается прежде всего в продуманном и гуманном отношении к поступкам и действиям учеников. Доверие учителя не только укрепляет у школьников чувство собственного достоинства, веру в свои силы, способствуют развитию у них высоких моральных качеств, но и позволяет ему стимулировать самостоятельную мыслительную активность школьников». Н.К.Крупская придавала огромное значение внешкольной работе с детьми, связи её со школьной жизнью, как важнейшем факторе их воспитания, всестороннего развития личности. «Совершенно особое значение имеет внешкольная работа среди детей, - писала она. Иногда внешкольная работа понимается как организация непрерывной цепи развлечений – кино, театры, утренники, концерты и пр. Внешкольная работа должна быть органически связана со школьной и быть направлена на организацию всей школьной жизни детей, на всестороннюю организацию детской самодеятельности, их общественной жизни и работы. Только охват всей жизни ребят воспитательной работой может создать хорошо организованный детский коллектив. Правильно организованная внешкольная работа будет давать школьным педагогам и вожатым богатейший материал по знанию детей». Эти слова, сказанные многие десятилетия назад, очень актуальны и сегодня, когда идёт поиск путей коренного улучшения воспитательной деятельности детей всеми учреждениями системы образования. Работа школы и внешкольная работа органически связаны между собой - постоянно повторяла Надежда Константиновна. Совершенствуя деятельность школы, нельзя ослаблять работу по организации внешкольной жизни детей. А с другой стороны – средствами внешкольной работы помогать школе, учителю формировать у детей интерес к учению, к знанию, к книге. Как золотые россыпи во всех выступлениях и статьях содержатся советы Н.К.Крупской, как организовать внешкольную работу: - внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы; - она должна охватывать всех детей и тех, которые исключены из школы, и тех, которые под лестницами прячутся, надо знать, как заинтересовать, как увлечь детей; - не опекать, а умело направлять интересы и мысли ребят; - внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребёнка и умение жить в коллективе, быть коллективистом; всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру. «Только развивая всячески активность ребят, можно организовать такую внешкольную работу, которая будет и школьную поднимать на высшую ступень». А сколько замечательных мыслей содержится в статьях «О работе детских кружков» ( 1926г.), «Выбор профессии» (1925г.)… «Лишь широко развернутая общественная и трудовая работа школы развязывает силы ребёнка, помогая ему «познать себя», осознать свои склонности, свой интерес… Работая в кружке, подросток может с точностью определить, насколько его удовлетворяет данный вид работы, насколько эта работа захватила его…». Она обращает внимание на то, что участие в кружках должно быть добровольным, кружки не должны быть продолжением классных занятий, что они должны помогать дифференциации детских интересов, содействовать подростку в выборе профессии. внимание к отдыху, досугу детей, к такой его организации, которая «помогала бы ребятам учиться жить по-новому, коллективно работать, обсуждать вопросы, вглядываться в жизнь, соприкасаться с ней». Н.К.Крупская не только разработала основы теории и методики внешкольной работы. Она была непосредственным организатором государственной системы внешкольных учреждений, 95-летие которой мы так широко отметили 2013 году. Надежда Константиновна Крупская основоположник методологии и теории детского движения, организатор пионерской организации. Она определила её цели и задачи, принципы и методы работы, место в системе воспитания детей, в организации внешкольной работы, пути сотрудничества пионерской организации со школой, участия общественности, прежде всего комсомола в работе с пионерами. В пионерской организации она видела ту силу, которая может влиять на школу, помочь перестройке её в нужном направлении для воспитания. «Надо научить ребят вглядываться в жизнь. Не готовые задания давать ребятам, а будить в них инициативу, самостоятельность, чтобы они были не только исполнителями, но ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать». Главную задачу пионерского движения Надежда Константиновна видела в воспитании детей. В Статье «Пионерское движение как педагогическая проблема» она раскрывает сущность воспитания и определяет основные методы его осуществления. «Советское воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность… Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Коллектив не поглощает личности ребёнка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». И далее Надежда Константиновна показывает, что может и должна сделать для решения этой задачи пионерская организация. Прежде всего – воспитать умение коллективно жить и работать, дать пионеру-школьнику возможность совместных переживаний. «Внимание пионерских отрядов должно быть прежде всего обращено на то, чтобы участие пионера в работе отряда давало ему ряд переживаний с другими ребятами». Необходимо, чтобы дети знали лучше друг друга, интересовались домашней и школьной обстановкой, всячески стремились помочь друг другу. «Более знающий должен помочь готовить уроки менее знающему, -писала она, - сытый должен поделиться с голодным, загруженному домашней работой товарищу должны прийти на помощь товарищи, разделив его труд, - широко поставленная товарищеская взаимопомощь внутри звена, внутри отряда». Среди важнейших методов работы пионерского отряда называется совместная деятельность, сочетание индивидуального труда с коллективным, включение каждого в общественную работу на строго добровольной основе, применение приобретённых знаний и навыков в коллективной работе на общую пользу, коллективное решение, коллективное планирование. В выступлении на VII съезде ВЛКСМ (1926г.) Н.К.Крупская обращает внимание на необходимость как можно яснее, чётче определить содержание работы пионерской организации и называет 4 главные линии, составляющих основу работы среди пионеров: укрепление товарищеской солидарности, чувства товарищества «…какую бы работу ни проводили – сборы ли, беседы, игры,- необходимо, чтобы вся эта работа была насквозь пропитана вот этим самым духом товарищеской солидарности». Каждый пионер должен быть общественником, отсюда «…воспитание общественного подхода к каждому вопросу»; умение объединено, сообща, коллективно работать; умение самостоятельно приобретать знания. Через все её выступления проходит мысль о том, что слишком мало простора даётся самостоятельности ребят. «выдвигается актив и на небольшом активе только едут, - сетует она, - не находится таких работ и занятий, которые всех бы ребят поголовно вовлекли, каждому ребёнку, каждому подростку давали бы дело, за которое он был бы ответственен, на котором он мог бы развернуть свои силы». А сколько в её выступлениях конкретных советов, как организовать работу актива и с активом, как не допускать противопоставления актива массе детей, как организовать самоуправление, какова позиция вожатого, как ему важно знать пионеров, взаимодействовать с их семьями, включать родителей в деятельность пионерских отрядов. Руководство необходимо, но он не должно быть мелочным. «Тут надо найти меру, чтобы было и руководство и, с другой стороны, не было нажима на ребят, а у них развилась бы внутренняя дисциплина». Нельзя забывать, что пионерская организация – это самодеятельная организация ребят, а вожатый их помощник, советчик, старший друг. Пионеры должны ясно осознавать, что и для чего они делают. Очень важно заинтересовать их. Тогда воспитывается внутренняя добровольная дисциплина. А с какой категоричностью она протестовала против предоставления пионерам, пионерскому активу привилегий. «Если идти по этому и не остерегаться этого, то можно всю воспитательную сторону пионер движения совершенно на нет свести». Н.К.Крупская придавала большое значение созданию литературы по проблемам обучения и воспитания детей, детской периодической печати, принимала непосредственное участие в её организации, редактировании, была постоянным их автором. С 1922г. по 1933г. она ответственный редактор журнала «На путях к Новой школе (орган ГУСа, а потом Наркомпроса), редактор журнала «Народное образование»; с 1924г. по 1932г. – руководитель журнала «Изба-читальня»; В 1928г. по 1930г. – редактор журнала «О наших детях для родителей, рабочих и крестьян; по её инициативе были созданы журналы «Внешкольник», а в 1928г. критико-библиографический журнал «Книга-детям», «Красный библиотекарь». Надежда Константиновна была членом редколлегий, автором многих журналов; (журналы «Вожатый», «Пионер»). Детский писатель Николай Богданов, который работал в редакции журнала «Пионер» вспоминал: «Н.К. читала верстку каждого номера журнала перед выходом в свет, и мы приносили ей на подпись листы иногда на работу, а чаще дома». Редактор журнала «Работница» Валентина Евгеньевна Вавилина в связи со 120-летием со дня рождения Крупской писала: «… всё связанное с Надеждой Константиновной нашему журналу особенно дорого. Она стояла у его истоков, входила в состав первой редакции, выступила в его первом номере с программной статьёй и в дальнейшем не раз публиковала на страницах «Работницы» свои статьи». По её рекомендации издавались каталоги, справочники, словари, энциклопедии. Удивительно её эпистолярное наследие (только в академическом издании опубликовано 461 письмо), рецензии и отзывы на публикации статей (285). Особо хочется отметить уникальный жанр прямого разговора Н.К.Крупской с детьми, её письма пионерам по самым актуальным вопросам их жизни и воспитания. Она радовалась любому новому изданию, посвященному жизни и воспитанию детей. В 1922 г. на Украине издается газета «Юные искры». В 1923г. – «Ленинские искры». В 1925г. – «Пионерская правда». Н.К.Крупская принадлежит не только истории. Для каждого, кто занимается обучением и воспитанием детей, кто решает актуальные проблемы детства, она может стать верным помощником, советчиком, а для работников управления народным образованием – нравственным примером. Вот уж поистине образец высокого профессионализма, демократизма, гуманного отношения к людям. Она прекрасно знала жизнь, практический опыт, была всегда в эпицентре всех острейших вопросов, которыми жила страна, держала руку на пульсе жизни, умела глубоко анализировать, в каждый конкретный момент видеть главное звено, сосредоточить все усилия для решения данных вопросов. Шла ли речь о ликвидации неграмотности, о создании учебников, об открытии библиотек, внешкольных учреждений. Она была блестящим пропагандистом, агитатором, организатором. Её отличали принципиальность и целеустремленность, деловитость и требовательность, чуткость и отзывчивость, огромное обаяние в работе с людьми. Она высоко ценила коллективное мнение, всегда советовалась со своими сотрудниками. Надежда Константиновна хорошо понимала людей, их настроение, переживания. Для стиля работы Надежды Константиновны характерно её постоянное общение с людьми. Её огромная переписка с детьми, молодёжью, учителями, рабочими, крестьянами – удивительный образец внимательного отношения к людям, умение в малом видеть большое, в отдельных, на первый взгляд, частных вопросах видеть общественные проблемы. Глубина теоретического фундамента, прекрасное знание жизни, дальновидность определили жизненную актуальность её педагогического наследия. Читаешь – и не можешь не восхищаться свежестью её выводов, советов, рекомендаций. «Свой огромный жизненный опыт, свою громадную работоспособность, своё неустанное движение вперёд – всё это мы находим в богатом изобилии в литературных произведениях Н.К.Крупской, по которым придётся учиться ещё не одному поколению». Это сказано много лет тому назад Г.М.Кржижановским. Очень хочется верить, что учителя, работники просвещения, культуры как от живительного родника будут питаться идеями, мыслями, советами, заложенными в огромном теоретическом наследии Н.К.Крупской. Н.К.Крупская – это история нашей страны, история нашего общества, история нашей социалистической культуры, история нашей советской школы. И надо рассматривать Н.К.Крупскую в органической связи, в контексте общего исторического процесса развития общества и школы, и в том конкретном окружении, в котором она действовала, в котором она боролась, в котором её мужество и отвага проявились в полную силу. Сегодня мы тепло вспоминаем и благодарим всех, кто превратил день 26 февраля в День памяти и почитания Надежды Константиновны Крупской, кто стоял у истоков этой замечательной традиции: Нину Иссаковну Стриевскую, Веру Соломоновну Дридзо, Эсфирь Моисеевну Цимхес, Надежду Михайловну Парфенову, Людмилу Викторовну Дубровину, Валентину Евгеньевну Вавилину, Валентину Ивановну Федотову, Анну Оскаровну Кудрявцеву, Капиталину Александровну Гусеву и многих других. Председатель секции по изучению и пропаганде Педагогического наследия Н.К.Крупской Педагогического общества России, кандидат педагогических наук, награждена медалью им. Н.К.Крупской Л.К.Балясная
Автор: Л.К.Балясная
26.02.2014

Возврат к списку

скачать прайс-лист