+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-99-12

«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

АСТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ИЛИ СНОВА О НАШИХ БАРАШКАХ

Елена ЕСАУЛОВА


Послушайте, ведь если
звезды зажигают, значит…

Астрологию серьезные педагоги считают если не глупостью, то суеверием, но в любом случае - архитектурным излишеством в нашей надстройке. И совершенно напрасно: астрология - очень древняя наука.

Как социально-историческая действительность она возникла 5000 лет назад в Шумере и представляла собой способ мышления (астрономия) и мироощущения (астроманция). Как математическая дисциплина она пришла к нам от греков: Платон и Аристотель создали теорию о единстве мира, о его всеобщем тождестве, о подобии части - целому, а теория чисел Пифагора придала этому миру математическую точность и геометрическую структуру. Так Вселенная обрела гармонию и ритмы - тот порядок, который существует до сих пор: времена года, месяцы и часы (наручные можно перевести на летнее время, космические - никогда). Далее астрономы сосредоточились на вычислениях и наблюдениях, а астроманты - на влиянии небесных тел на человека, приводя научные открытия первых в соответствие со своими данными (сами стали называться астрологами).

Как научная дисциплина астрология продолжала развиваться в Риме, египетском и арабском мире, христианском Средневековье, европейском Возрождении и до 1820 г. входила в университетский курс обучения в Германии и вдруг бац... прервалась рационализмом, который провозгласил разум основой познания, практику - критерием, астрологию - суеверием. А никто и не спорит: именно практика вывела нас в космос, подтвердив древнегреческую теорию о том, что микрокосмос (человек) есть отображение макрокосмоса (всего внешнего мира, до самых дальних планет); и атомы, из которых мы состоим (в свою очередь состоящие из ядра и частиц), похожи на Солнце, вокруг которого вращаются планеты.

Прислушиваясь к голосу рассудка и логики, мы, как и пять тысячелетий назад, находимся во власти подсознания, разумеется, на новом, космобиологическом, витке. Мы пытаемся снять таинственный покров со своей судьбы, продолжая мыслить образами, призывая на помощь символы и веря: одни - в астрологию, другие - в Бога. В божественное происхождение, в великое назначенье, в свою звезду. Это - наш архетип, врожденные психические структуры (образы, мотивы), "память" нашей нервной системы, возникшие из опыта предшествующих поколений. Архетип передается по наследству каждому появившемуся на свет, а Солнце из всех небесных тел оказывает на нас самое большое воздействие.

Сегодня астрология подразделяется на весьма специфические направления: натальная изучает все, что связано с человеком и его судьбой, темпераментом, интеллектом; мунданная - анализирует влияние космических факторов на племена, нации и государства; медицинская - говорит за себя сама, но словами Гиппократа: "Ни один врач не может успешно пользоваться медицинской наукой, если он не знаком с астрологией". Метеорологическая - изучает связи космических факторов с формированием климата на Земле; аграрная - рекомендует, когда и что сеять и убирать; хорарная - прогнозирует будущее, анализируя карту Хорара, составленную на момент рождения идеи или события.

И хотя астрологические советы грешат универсальными обобщениями, считается, что характеристика человека, основанная на положении Солнца в день его рождения, точна на 80-90%. Разве это не лучше, чем не знать о себе или о других вообще ничего? Просто помните, что у вас не хватает 10-20% информации, а на остальные данные можете смело полагаться". Прочтя впервые характеристику Овна в "Астрологии с улыбкой" (очень остроумной в трактовке Линды Гудмен), я испытала неприятное ощущение обнаженности и, конечно, сразу поверила. И взяла на вооружение, тем более что вслед за старшими товарищами считаю педагогику (из-за отсутствия у нее собственного понятийного аппарата) не наукой, а философской практикой. В самом мощном звучании этого слова!

Мне нравится такое определение - оно бездонно. И когда перед глазами только список детей с именами и датой рождения, это все равно что карта звездного неба (или в алмазах - раз на раз не приходится). Новые барашки, близняшки, рыбешки, ракушки, козьи рожки и вольные стрелки поведают о человеческой натуре столько, что не в силах сделать ни один учебник. Но мы должны рассказать им еще больше.

Понятно, что родителей не выбирают, однако не происхождение и не место рождения, а темперамент и характер играют самую большую роль в судьбе человека. И если "темперамент ребенок получает в дар от космоса и в "честь" дня рождения, то характер вырабатывается через посредство личности и является приобретением и достоянием его индивидуальности" (С. Вронский). О том же и народная мудрость: посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Развлекаясь игрой в астролога, учитель (вожатый) выступает в роли посредника: укрепляя веру в солнечный знак, он помогает ребенку как бы заключить контракт с судьбой и контролирует его исполнение. Плохих солнечных знаков нет, и Солнце светит всем, но договор предусматривает выполнение определенных системных требований (в данном случае - морально-этических норм). И наше восклицание "не судьба" или "так на роду написано" может означать только одно - наше неисполнение, независимо от причин (субъективных или форс-мажора), наше отступление от звездной дороги. Наличие почти в каждом солнечном знаке неблагоприятных, но и предупредительных аспектов, противоречий и преград служит призывом к преодолению трудностей, а не к дрейфу по гороскопу. "Ты можешь плюнуть не недостигнутый пряник, но плюнуть на боль от кнута гораздо труднее. Надо действовать, на то Вселенная тебя и устроила!" (М. Веллер).

Детям нравятся все эти тотемы, гаданья и "улеты" во сне и наяву. И поскольку это наш архетип, он и должен становиться эффективным инструментом воспитания. Только без "зацикливания" на королях-львах и скорпионах-тарантулах, с утратой чувства реальности. Подобная символика хороша для личного герба, что сегодня является замечательным и модным воспитательным атрибутом. Но не менее важна и компания по созвездию!

Астральная педагогика - самый детективный и многообещающий практикум по идентификации* собственной личности, а если попытаться определить, например, к какому знаку принадлежат те или иные известные люди, политики или герои литературных произведений, можно понять (и даже почувствовать!) тех, с которыми никогда не встречался.

Астральная педагогика - это увлекательное путешествие, бесконечное, постоянное расширение горизонта и установление новых связей.

Астральная педагогика - это, без сомнения, путь наверх, в буквальном и, прежде всего, интеллектуальном смысле, когда мальчишки становятся астронавтами и т.п. А фантастика (это, во-вторых!) - когда, не слишком грациозно "бегая" в скафандрах по лунному грунту, они "отыскивают" кратер "ОДУВАНЧИК" и наносят его на лунную карту (1971). Хорошо, пусть не астронавтами, а парикмахерами (совр. - стилист), высококлассными рабочими, музыкантами и нобелевскими лауреатами. Но именно такая педагогика способствует духовному росту ребенка и проявлению его талантов. Она поднимает его над суетой, нашептывая прыгнуть выше и дальше, взращивая личность и определяя жизненные установки, которые могут и должны быть осуществлены. Она помогает понять, почему дети, подобно стихам, должны "расти как звезды и как розы" (Марина Цветаева), а в самой профессии - найти поэзию!

"Когда б вы знали, из какого сора (иногда. - ред.) растут стихи, не ведая стыда" (Анна Ахматова), наш мир с его безумствами и проблемами перестал бы казаться таким уж никудышним. Если вы разглядите и Солнце, спрятанное в его обитателях, то сможете ощутить близость даже незнакомых людей. А если еще раз про любовь, то, конечно, "это - с простынь, бессонницей рваных, сорваться, ревнуя к Копернику - его, а не мужа Марьи Ивановны, считая своим соперником!" (Владимир Маяковский).
Разве понимание не является главной проблемой нашей жизни?










скачать прайс-лист