+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-99-12

«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Ксения Давыдовна РАДИНА,
доктор педагогических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета
им. А.И. Герцена

Знаю, что читатели журнала знакомы и постоянно получают информацию о новациях сибиряков, а потому не буду углубляться в нюансы. Скажу о другом. Казалось бы, это программа работы с детьми, программа их личностного и человеческого роста. Но так счастливо сложилось, что она стала программой личностного, творческого и профессионального роста самих вожатых - от директора Александра Владимировича Кукарцева и его боевого заместителя Ирины Борисовны Зуевой до самых молодых вожаков, о которых на своем сленге они говорят, что "стоят на отряде".

Есть неразрывные вещи: рост руководителя напрямую связан с ростом подчиненных, младших коллег, воспитанников. А в воспитательной деятельности эти процессы особенно тесно связаны, ярко и непосредственно дополняют друг друга. В любой школе, в любом педагогическом коллективе, в учреждениях дополнительного образования руководитель кружка, секции, подросткового клуба или взрослый "шеф" детской общественной организации, вожатый… они набираются опыта, обогащают свой методический и теоретический багаж, просто растут как личности в работе с детьми. А этот рост, в свою очередь, обязательно сказывается на том, как он исполняет свои нелегкие педагогические функции.

Вот эти процессы я с большой радостью увидела в "Олимпийце", но, впрочем, все, что я там отметила, справедливо, как подсказывают мне мои наблюдения, и для лучших ребячьих вожаков других регионов России и других сфер вожатской деятельности. Возвращаясь же к "Олимпийцу", подчеркну, что связи мои с этим лагерем для меня дороги, они обогащают меня как ученого, руководителя научного роста моих многочисленных аспирантов. Это же могут сказать и мои коллеги, благо, коллектив лагеря давно и плодотворно сотрудничает со многими известными новосибирскими педагогами, преподавателями вузов, учеными. Я вижу, как год от года интереснее и многообразнее становятся эти связи, они обогащают работников лагеря и замечательно отражаются на работе с детьми.
Выделю несколько очень важных аспектов. Прежде всего, тот факт, что в вожатском коллективе год от года растет и развивается умение понимать детей, умение видеть детей - разных по возрасту, по характеру, по внешнему облику. Это умение крепнет, потому что именно на такое видение, на такое вглядывание в детей направляют вожатых усилия их старших коллег: педагогического коллектива и администрации лагеря.

Второе - желание и умение привлечь к сотрудничеству науку. Год от года это сотрудничество становится не только теснее, но и тоньше, и дифференцированнее. Я это ощущаю на себе. Например, в этом году мы вышли на такую замечательную проблему, как "проблема современного детства". Мы провели по этой теме "круглый стол", и я порадовалась тому, что об этих проблемах вожатые услышали не от меня. Они сами живут в этом пространстве современного детства и многое делают для того, чтобы детям в нем было интереснее, чтобы каждый ребенок - в зависимости от своих особенностей и способностей - чем-то обогатился, что-то получил, а что-то отдал.

На этой встрече, тему которой мы "придумали" с научным консультантом лагеря Зоей Ивановной Лаврентьевой, меня приятно удивило, что проблемы, поставленные перед вожатыми с позиций науки, значимы для них с точки зрения практики. А это в свою очередь еще раз подтверждает наши оценки, что современное детство действительно стало другим. Ведь, в конце концов, и сами эти ребята год или два назад только переступили порог детства. И они исследователю тоже интересны как замечательный объект научного анализа и осмысления. Они умеют смотреть на свою работу взглядом профессионала, не ограничиваются проблемой поведения одного ребенка, но видят картину шире и глубже. Может быть, это справедливо по отношению не к каждому вожатому в том конкретном лагере, но это - тенденция, которую мы, педагоги старшего поколения, практически единодушно констатируем, анализируя обширный материал. Мы видим, что у них осознанный взгляд на общие проблемы современного детства, отчетливое понимание особенностей, которые характерны для жизни и развития современных мальчишек и девчонок в конкретных сегодняшних условиях. Вожатые вполне ориентируются в противоречиях этого феномена, в сложностях отношений детей со взрослыми, в сложностях включения детства в ситуацию, которая сложилась в развитии общества и государства на сегодняшний день.

И этот "круглый стол" не стал мероприятием, на котором люди поговорили, разошлись и поставили галочку, мол - проведено. Нет, эта встреча нас в очередной раз взаимно обогатила. Я увидела нового вожатого, такого, с которым интересно разговаривать мне, человеку достаточно искушенному в педагогике. Насколько же интереснее с ними их питомцам!
Наши ребята растут. Они и есть "первенцы века"!








скачать прайс-лист