ЖУРНАЛ ВОЖАТЫЙ ВЕКА - № 2, Лето - 2007

Как организовать свой школьный лагерь?

Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, удовлетворения интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Как организовать свой школьный лагерь?

Организация оздоровительных туристско-краеведческих экспедиций и лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Более десяти лет назад зародилась в нашей 45 Московской школе замечательная традиция проведения летних туристско-краеведческих экспедиций на Верхневолжские озера в Тверскую область.
Благоприятные природные факторы - экологическая чистота района, чистый воздух соснового бора, проживание в палаточном лагере в хвойном лесу на восточном берегу озера Вселуг, недалеко от истока великой русской реки Волги, активный отдых, подвижные игры, водные и пешие походы обеспечивают необходимую физическую нагрузку, способствуют физическому оздоровлению участников экспедиции.
Туристский лагерь начинает свою работу не только тогда, когда ребята выехали на природу, а задолго до выезда, как правило, зимой. Условно работу лагеря можно разделить на несколько периодов.

1. Подготовительный период.

Чем лучше готовиться лагерь, тем больше желания у ребят туда поехать, и тем лучше он будет работать. Чем больше ребята работают по подготовке лагеря, чем сплоченнее становится ребячий актив. В подготовительный период педагоги вместе с детьми обсуждают идею создания лагеря. Директор школы по согласованию с педагогами подбирает учителей, которые будут летом работать в лагере. Учителя распределяют между собой участки работы (культмассовую, ответственный за питание, ответственный за снаряжение, казначей и т.д.) Вывешивается яркое, красочное, завлекательное объявление о создании лагеря. В этот период проводятся беседы по классам с учащимися, с родителями, агитационные вечера. Завершается подготовительный период сбором заявлений на поездку в лагерь.

2. Организационный период.

В этот период проводится общее собрание всех желающих ехать в лагерь. Выбирается совет лагеря. Вырабатывается и принимается Устав лагеря, выбивается место лагеря, заключается договор с лесничеством, получается разрешение СЭС на размещение лагеря, составляется план работы лагеря. Ребята по желанию вместе с учителями, ответственными за тот или иной участок работы, готовят материалы для работы лагеря: прокладывают маршруты походов; подбирают карты и литературу; готовят сценарии вечеров, конкурсов; готовят меню-раскладку, высчитывают конкретную потребность в продуктах; проводят специальные занятия по ориентированию, топографии, туристическому быту, приготовлению пищи.
Важно, чтобы работали все, никто не прятался за спину товарища. В этот период ребята под руководством взрослых ремонтируют туристическое снаряжение: палатки, складные столы и стульчики, байдарки. Докупают недостающие снаряжение, готовят спортивный, кухонный и столовый инвентарь, Заготавливают различные шутливые дипломы и свидетельства аттестаты и грамоты для победителей конкурсов и соревнований. Выезжающие в лагерь проходят медицинский осмотр.

3. Строительный период.

За 2-3 дня до начала работы на место дислокации лагеря выезжают квартирьеры. Они должны построить первоочередные лагерные сооружения: кухню, склад, туалеты, выгребные ямы, столовую, поставить палатки. Готовят обед к приезду основного лагеря.

4. Лагерный период.

Это время непосредственного проведения лагеря. Жизнь в нем идет по плану, составленному заранее. Жизнью лагеря управляет Совет лагеря. Право решающего голоса имеет начальник экспедиции. Совет собирается ежедневно. На каждый день назначается Дежурный командир из числа ребят, имеющих наибольший опыт туристической и экспедиционной жизни, который организовывает и проводит данный лагерный день. Дежурный командир имеет право дать внеочередной наряд, отменить который может только начальник экспедиции.
Среди педагогов, работающих в лагере, ежедневно по очереди организовано дежурство. Дежурный учитель по лагерю контролирует и помогает дежурному командиру в организации дня, соблюдении распорядка дня, проведении лагерный дел, несет ответственность за жизнь и безопасность детей, за организацию купания и т.д.
Большую помощь в воспитании и сплочении коллектива, в осмыслении увиденного и сделанного, оказывают вечерние неформальные общие сборы у костра. Такие сборы надо проводить, по возможности каждый вечер. На общем сборе дежурный командир подводит итоги дня, анализирует, как прошел день. Здесь дежурный командир лагеря, дежурный администратор и другие ответственные подводят итог дня, высказывают свои замечания о дежурных, о поведении отдельных ребят (и плохом, и достойном подражания). Здесь ставятся задачи на завтрашний день, решаются технические вопросы, сообщаются приказы начальника экспедиции, подводятся итоги конкурсов, коллективно зачитывается экспедиционный дневник.
После вечернего общего сбора идет передача дежурства: дежурный командир сегодняшнего дня передает символ власти завтрашнему дежурному командиру, ответственный по питанию выдает продукты на завтра очередным дежурным по кухне, Здесь поются душевные туристские песни, идет свободное общение…
Работы в лагере много, поэтому каждый член лагеря ежедневно имеет задание, которое меняется согласно графику чередования традиционных поручений. Сегодня он дежурные по кухне и обеспечивает лагерь питанием в течение дня, завтра он летописец и отвечает за написание экспедиционного дневника, послезавтра он затейник и попробует себя в роли организатора общелагерного дела, в роли санитара он отвечает за уборку лагерной территории и т.п
Выполняя функции организатора той или иной работы ребята, приобретают навыки общественной жизни, на практике постигают сложное искусство управления. Живя в лагере, они учатся руководить и подчиняться.
В этих условиях, когда все друг с другом связаны, друг от друга зависят, возникает очень важная для воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению ученического коллектива. В таких условиях ребята быстро сближаются, складывается крепкая дружба, взаимная выручка.

5. Итоговый период.

По окончании экспедиции в школе по материалам экспедиции выпускается газета, оформляется в альманах дневник экспедиции, составляются отчеты, монтируется видеофильм, видеопрезентации.
Походная жизнь сближает людей. В экспедиции учитель не только руководитель, здесь он - участник общего деля. Объективные обстоятельства туристской жизни в корне меняют связи учитель-ученик, меняют характер взаимоотношений. В экспедиции участников связывают узы некоего братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями. Братства в достижении общей цели, в выполнении задач экспедиции. Такое братство в обыкновенной жизни класса не встречается.
Таким образом, используя образовательный и воспитательный потенциал туризма, школа может с успехом решать педагогические проблемы, которые не всегда можно решить в рамках традиционного школьного обучения.

Дерябкина Елена Сергеевна,
директор школы № 45 г. Москвы