КОПИЛКА ВОЖАТОГО:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Посиделки
С.А. Шмаков в книге "Ее величество - Игра" так описывает ПОСИДЕЛКИ: "Посиделки, как форма общения людей, помогают понимать и на себе испытать прелесть народного фольклора: народной песни, частушки, мудрости загадок, побасенок, очарование народной сказки, былины. На посиделки можно взять с собой рукоделие, вязание. Можно заварить чай и посушить сухарики. Специальных ведущих здесь может не быть, но какие-то заводилы необходимы. Не имеет значения, кто первый заведет песню, начнет сказку с продолжением, будет задавать участникам вопросы. Программа посиделок рождается как бы сама собой, как это было когда-то. Но каждый из ребят должен придумать для посиделок что-то свое, личное. Можно продемонстрировать "сочиненные" сарафаны, кокошники, банты в косах, русские юбки с украшениями. Здесь место русской "матане", русскому переплясу, можно провести конкурс русских матрешек - этаких живых, больших кукол.
Словом, программа посиделок может быть произвольной, но приближенной к быту и культуре русского народа".
Ниже описаны формы и программа занятия. Каждый вожатый вправе определить, что больше подходит, и что он берет за основу.
Примечание:
1. После каждой игры проводится краткий анализ по кругу. Отвечать должен каждый: какие чувства испытывал, что именно понравилось в игре, какие трудности испытывал и т.п.
2. Каждая игра требует какого-то оборудования. Поэтому при подготовке нужно внимательно ознакомиться с правилами игры и приготовить заранее необходимый инвентарь. Если игра требует награждения или приза - не забыть и об этом.
3. В зависимости от настроения участников, их активности, утомляемости - допускаются изменения в ходе занятий и корректировка игр.
Напоминаем, что в арсенале педагога всегда должно быть несколько игр "на всякий случай".
За несколько дней надо вручить участникам пригласительные билеты с "изюминкой". Например, можно не указывать в билете дату и час, а поместить такую задачу: задумать любое число, кроме нуля, удвоить его, прибавить один, умножить на пять, зачеркнуть все цифры, кроме последней, оставшуюся цифру умножить на 48, к результату прибавить 5. Две первые цифры - число, последние - час начала занятий, но лучше ребусы, кроссворды. Текст приглашения может быть любым. Но обязательно красочным, необычным. Например:
"Дорогой друг"!
Если в тебе есть смелость изменить свое отношение к себе, к друзьям и взрослым, научиться контролировать свои поступки, верить в свои возможности, то приходи на наши ПОСИДЕЛКИ.
Не забудь свою находчивость, юмор, хорошее настроение, поддержку и доброе отношение к товарищам! Чтобы узнать, когда состоится наша встреча, реши головоломку.
Удачи тебе.
Особой тщательности, выдумки и творчества требует первое занятие. Всем известно, что начало - дела половина. Поэтому необходимо продумать оформление комнаты, музыкальное сопровождение. Всем участникам первого занятия можно приготовить памятные эмблемы, красочные программки занятий, а то и подарки. Подросток уже достаточно взрослый, но все-таки - это ребенок. Элементы неожиданности, праздничности, сюрприза будут уместны на всех занятиях.
Наши "ПОСИДЕЛКИ" выглядят примерно так.
Игра "Кто быстрее"
Ставятся два стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Можно посредине веревки привязать мешочек с призом (конфеты, орехи, печенье или какое-нибудь пожелание, напутствие). По команде ведущего сидящие на стуле должны вскочить, обежать кругом стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достанется тому, кто первый сможет это сделать. (Такая азартная, состязательная игра в начале занятия, на наш взгляд, позволяет переключиться от выполнения уроков и настроиться на игровой лад).
Игра "Конверт откровений"
Ребята сидят в кругу. У ведущего в руках красочно оформленный конверт, в котором заранее подготовлены вопросы на разные темы или на какую-то одну. Каждый по очереди вытягивает один вопрос и, прежде чем ответить на него, называет себя. (Может быть ситуация, когда дети не знают друг друга или в отряде появился "новенький", или педагог пока не знает детей). Если в группе все знакомы, то после выполнения этого задания, следует уточнить: "Узнали ли что-то новое о своих друзьях, одноклассниках?" Вопросы могут быть такими: "Твой любимый праздник?", "Почему?", "Твоя любимая игра...", "Твой самый радостный день...", "Твой самый грустный день...", "Твой любимый цвет..." и т.д. Вопросы формулируются в зависимости от информации, которую вы хотите получить.
Можно вопросы заранее самим не готовить, а предоставить самим ребятам. Предложить написать на бумажке вопрос, ответ на который они хотели бы получить. Затем эти вопросы перемешиваются и помещаются в тот же конверт или, на худой конец, в шапку. Вся остальная процедура остается прежней.
Знакомство можно провести и по типу игры "Снежный ком". Первый называет свое имя, второй - имя первого и свое и т.д. по кругу. Сложнее всего в этой ситуации замыкающему круг, особенно если группа плохо знакома.
Упражнение "Кто я?"
Продолжаем знакомство друг с другом и с самим собой. В течение 3-5 мин. предлагается каждому на листочке написать характеристику на себя, состоящую из не менее 10 определений.
Затем листочки прикрепляем на грудь или держим их перед собой и свободно перемещаемся по комнате. Задача: внимательно ознакомиться со всеми характеристиками и выбрать себе того, чья характеристика понравилась. Так составляются пары (или тройки, если кто-то никого не выберет) для следующего упражнения. Обязательно нужно спросить, почему выбрана та или иная характеристика. Что необычного в ней оказалось и т.п.
Этюды "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке", "Ступа с Бабою Ягой", "Кощей Бессмертный со Змеем Горынычем" и др.
Сформировавшимся парам или тройкам (а кто-то может пожелать выполнять задание один) дается задание: в течение 5-7 минут подготовить и показать пантомимой заданную тему.
Тема выбирается по желанию из предложенных. Во время подготовки можно выйти из комнаты, прорепетировать. Затем все собираются вместе. Когда остается 2 пары, ведущий вносит изменения. Он просит пары выйти, а с остальными проводит инструкцию: первую пару встречать бурными аплодисментами, доброжелательными улыбками, во время выступления оказывать эмоциональную поддержку. Вторую пару встречаем противоположно первой: никаких эмоций, взгляды отсутствующие, можно заняться посторонним делом. (Когда пары уходят, устраиваем импровизированный зрительный зал - это может быть и поводом для их удаления)
После выступления - опрос об ощущениях. Краткая беседа - о роли поддержки и взаимопомощи в разных жизненных ситуациях, о роли поступков в жизни окружающих и масса благодарности последней паре за смелость и выдержку.
Игра "Слушай команду" (на сосредоточенность и снятие напряженности)
Лучше всего игру проводить под музыку (желательно, из репертуара спокойных народных песен или фоновую музыку; звук убавлять или прибавлять, но музыку не выключать).
Под музыку все свободно передвигаются по комнате. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки, построиться парами, поднять левую руку, встать на одну ногу, попрыгать и т.д.).
Игра "Яша и Маша" (на поднятие эмоционального тона)
Участники игры выбирают двух водящих - "Яшу" и "Машу". Им завязывают глаза и ставят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Взявшись за руки, играющие образуют круг так, что "Яша" и "Маша" оказываются внутри его. "Яша" ловит "Машу". Чтобы узнать, где она находится, "Яша" поминутно спрашивает: "Маша, ты где?" "Маша" каждый раз отвечает: "Яша, я здесь!" и перебегает на другое место. Если водящие слишком близко подходят друг к другу, играющие их предупреждают возгласом: "Огонь!" Когда "Яша" поймает "Машу", выбирается новая пара водящих.
Игра "На любой вопрос - любой ответ"
Проводится в том случае, если первоначально в игре "Конверт откровений" ребята не составляют вопросов.
Участники игры получают по листку бумаги и пишут на них какие-то вопросы. Затем листки складываются на стол чистой стороной кверху и перемешиваются. После этого каждый играющий вытягивает один листок и пишет ответ на свой вопрос на чистой стороне листа, не заглядывая в вопрос. Как вопросы, так и ответы читают вслух: сочетания могут быть очень смешными, и позволяют освободиться от неприятных ощущений после "Этюда..."
"Бирюльки"
"Бирюльки" - забытая народная игра, на основе нее сегодня родилось множество настольных игр. Мы предлагаем воспроизвести ее в первоначальном виде. Она воспитывает терпение, выдержку и определенную ловкость. В "бирюльки" можно играть в любое свободное время.
Лучше всех описывает бирюльки Владимир Даль: "Это игра. Горсть ровно нарезанных соломинок или резных бирюлек разного вида кладется ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь, по одной, не встряхивая вороха". И Даль, и все последующие словарники обязательно упоминают выражение: "в бирюльки играть", означающее "заниматься пустым делом".
"Бирюльки" - с полсотни крохотных (с ноготь) вещей, игрушек: деревянный самоварчик, ступочки, чугунки, бочоночки, скамеечки - хранились в пасхальном разъемном деревянном яйце или красивой, кустарной работы, коробочке. К ним прилагалось два вставленных в точеные деревянные же держалочки металлических крючочка. Бирюльки насыпались горкой на стол, образуя "ворошок" сцепившихся один за другой красивых предметиков. Вытащить из него одну игрушечку, не пошевелив другие, было совсем не просто. Довольно было одного "умельца", чтобы возник азарт, соревнование. А, кроме того, игра являлась отличной школой осторожности, терпения, развивала тонкий глазомер и ловкость пальцев.
В наших условиях в качестве бирюлек можно набрать кучу мелких предметов: броши, булавки, пуговицы, ластики, кольца, предметы из яйца "Киндер-сюрприз", пробки, крючки и т.п.
Победителю в игре (тот, кто трижды вытянет предмет, не нарушив вороха) полагается приз.
Конкурс "Хорошая осанка"
Игра "спустилась" к нам с гор, где женщины вынуждены были носить воду в кувшинах на голове.
Конкурс заключается в следующем: каждому участнику кладут на голову одинаковые предметы: мешочки с песком или книгу. Задание: походить цепочкой друг за другом, затем по команде сесть, встать, сделать несколько гимнастических упражнений, разбиться на пары и побеседовать и т.д. У кого дольше не упадет с головы предмет?
Проводится как с целью смены деятельности, так и с целью самоиспытания и наслаждения умелостью.
Игра "Приглашение"
Играющие стоят по кругу; в середине его - водящий. Под музыку польки или другого танца, водящий, танцуя, обходит круг, потом останавливается против одного из играющих и делает различные танцевальные движения, приглашая его на танец.
Приглашенный сначала, стоя на месте, а затем, следуя по кругу за водящим, повторяет все его движения. Танцуя, они вдвоем подходят к третьему играющему и таким же образом вызывают его на танец.
Втроем приглашают четвертого, вчетвером - пятого и т.д. Так цепочка танцующих все увеличивается, двигаясь за водящим по кругу от одного играющего к другому.
Неожиданно музыка обрывается. По этому сигналу танцующие разбегаются и стремятся как можно быстрее занять место в кругу играющих. Тот, кто замешкается и станет в круг после всех, сменит водящего. При большом количестве играющих можно выбрать двух-трех водящих: каждый из них собирает свою цепочку.
Эта игра нацелена на самовоспитание, особенно для робких, стеснительных подростков. Требует настроиться на особый тип отношений.
Если есть возможность пригласить на занятие музыкального работника, то занятие можно закончить разучиванием и исполнением "Кадрили". Или всем вместе разучить песню. Веселый перепляс, песня - обязательное условие посиделок.
Игровое упражнение "Мое настроение"
"Посиделки" можно закончить и предыдущей игрой. Но если ребята не устали, и, чтобы подойти к итоговому разговору, мы предлагаем провести это упражнение.
Задание: каждый на своем листке рисует свое настроение в течение 3-х минут. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение и дополнить его, дорисовать. И так до тех пор, пока листочки не вернуться к своим хозяевам. После этого - обсуждение настроения каждого и получившиеся рисунки. Можно устроить выставку рисунков и обсуждать их, пытаясь определить настроение участников.
Подведение итогов - по кругу
Что понравилось, что не понравилось во всем занятии.
Примечание: Почему занятия проводятся в кругу? Можно этот вопрос задать ребятам. Круг восходит к русским хороводам. Хоровод - буквально русская народная игра - движение по кругу с пением и пляской, вообще цепь вставших по кругу людей - участников общей забавы. В круге все равны. Это - единое целое; видимо, поэтому на Руси бытовало множество хороводных игр.
Надежда Ивочкина
Анонс: в следующих номерах в "Копилке вожатого: народные игры": "Скоморошки", "Бабушкин сундучок", "Гадалки", "Веселые старты", "Конец - всему делу венец".
|