Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога
В пособии рассматриваются содержание и организация учебной и внеурочной историко-краеведческой работы в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендуется система изучения учащимися истории родного края в свете задач современной школы. Пособие включает авторскую матричную программу по истории семьи, родной школы, села, города, края.
Книга адресуется учителям истории и других гуманитарных предметов, руководителям факультативов и кружков, педагогам дополнительного образования, учащимся педучилищ и студентам педвузов. Она может быть также использована при переподготовке преподавателей.
Содержание
От автора ..............................................................................3
Раздел 1. Школьное историческое краеведение: современная модель...........................................................6
Раздел 2. Источники и методы изучения истории родного края......................................................38
§1. Край, краеведение, школа........................................38
§2. Откуда можно узнать о прошлом края (источники изучения истории родного края)........43
§3. Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения (где и как работать)........45
§4. Технические средства в краеведческой работе учащихся............................47
Раздел 3. История родного края............................................62
§5. Мой дом. Родословная семьи...................................62
§6. Родная школа, ее история и традиции....................75
§7. Село: прошлое, настоящее, перспективы развития..............................................82
§8. История города...........................................................89
§9. История района........................................................102
§10. История автономного округа................................104
§11. История области (края).........................................106
Раздел 4. Культурно-просветительная, общественно полезная деятельность юных историков-краеведов......109
§12. Экскурсионно-просветительная работа учащихся......................................................109
§13. Другие виды общественно полезной деятельности краеведов.........................................110
§14. Школьный музей....................................................110
Приложение 1.......................................................................119
Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»..............................119
Цели и задачи движения................................................119
Программа........................................................................120
Формы работы.................................................................123
Программы туристско-краеведческого движения «Отечество».....................................................124
Приложение 2.......................................................................139
О деятельности музеев образовательных учреждений..139
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).......................................142
Приложение 3.......................................................................146
История вокруг нас. К программе курса исторической пропедевтики.............................................146
Приложение 4.......................................................................152
Примерная тематика уроков обобщения, итоговых семинарских занятий,историко-краеведческих конференций...........................152
Приложение 5.......................................................................156
Из опытной программы факультативного курса «История родного края: земля Волоколамская, Подмосковная»..........................156
Тема «Село Теряево: былое, настоящее, будущее»....156
Тема «Иосифо-Волоколамский монастырь»...............158
Приложение 6.......................................................................164
Как записывать воспоминания, составлять акты приема-передачи предметов, оформлять другие документы..........................................164
Приложение 7.......................................................................177
Примерная анкета по атрибуции исторического источника (предмета, документа)..........177
Приложение 8.......................................................................178
«Люблю тебя, Петра творенье...» Из научных докладов учащихся-краеведов Санкт-Петербурга.............................................................178
Мокруши...........................................................................180
Петербургские зверинцы................................................185
Ласточки Смольного монастыря....................................187